Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

 

Cоздание клипа

Как Клипмейкер сотрудничал с Авторами музыкальных проектов...

Все когда-то происходит впервые.
Для читателей Курса "Как снять клип для музыкальной группы" естественен вопрос не только о том, с кем работать, но и том, как это происходит в конкретных примерах.

Из личного опыта Клипмейкера.

Группа "Скрябін"

Год 1989
Статус Клипмейкера на это время: режиссер многочисленных короткометражек. Они показывались на разных конкурсах р фестивалях Союза.

Основная среда - тусовка киноманов во Львове. В этой среде приветствовались неформатные фильмы. В том числе и созданные в структурах "кинолабораторий". Студии этой структуры поддерживались профсоюзами, что позволяло иметь базу для столь дорогостоящего удовольствия - делать Авторское кино.

В городке Новояворовск на базе местного дворца Культуры Клипмейкер построил под себя кинолабораторию.

В этом же здании появились молодые люди, занимавшиеся музыкальными экспериментами на инструментах музыкальной группы "Нарешти". Если люди "Нарешти" обремененные семьями, занимались заробитчанством на свадьбах, то новые музыканты были в поисках. Своей музыки, новых звуков.

Клипмейкер, снимая очередной фильм, подбирал актеров. В студии была своя тусовка, но для фильмов всегда нужны свежие лица. На одну из таких микроскопических ролей был позван Ростик Домишевский. Собственно этого хватило, чтобы начать "дружить" проектами. Способов самовыражения в маленьком городке было мало, поэтому любой "сдвинутый" был заметен. Летом 89-го Ростик вовлек Клипмейкера в создание фильма "по мотивам" музыкальной пьесы которую они сочинили.
Осенью клип "Чуешь біль" был снят. Для ключевых фигур этой истории начался новый отсчет.
Для авторов музыки - начало группы "Скрябін", для Клипмейкера открылась новая форма для его киноэкспериментов.

Гарик Кричевский

Год 1994.
Однажды начавшись, любой процесс горения не может остановиться если энергично, изо дня в день подкидывать в этот огонь дрова.
История с клипом для "Скрябіна" имело продолжение. Клип где-то показывали, кто-то смотрел. У Клипмекера была кинематографическая тусовка, которую интересовало естественно искусство кино. Там говорили о режиссерских решениях и операторском мастерстве...

Но были зрители и в музыкальной среде, где тоже смотрели работы Клипмейкера. Там оценивали его творчество совсем по другому. Видели ненормальное кино, которое весьма созвучно переменам в обществе и которое было таким непохожим на то "мыло", которое генерировалось в тв-программах образца "Утренняя почта" (кто помнит те времена...).

Этот мир музыкантов находился вне интересов Клипмейкера. Но именно там, вдруг стали возникать контакты, назначались встречи и зазвучали разговоры не просто о творчестве, а о фильмах-клипах с конкретным финансированием.
Такой мир нравился Клипмейкеру. Он впервые ощутил прямую связь своего Умением с Деньгами, которые кто-то готов за это выложить.

В советской империи было все по другому. Клипмейкер осваивал бюджетные деньги в виде техники, пленки и расходных материалов. Работал в студии, построенной своими руками. Но при этом студия находилась в собственности того же государства. Строительство студии, как помещения, было личной инициативой Клипмейкера, посему какие претензии к государству... "Скажи спасибо, что пустили и позволили что-то там под себя перестраивать..."

Ему платили мизерную зарплату. Но не за созданные фильмы, а за "работу" с населением. И то, что Клипмейкер смог снять определенное количество арт-хаусных фильмов, было искусством мимикрии - маскирование личных целей под общественные.
Короче, фальшивые отношения. Так оттачивалось искусство тотального вранья, которое впоследствии стали проговаривать, как национальную особенность менталитета в постсоветских странах.

На Владимира Бебешко, креативного деятеля от музыки, Клипмейкера вывел Кузьма из группы "Скрябiн".
В квартире, превращенной в импровизированую музыкальную студию "на колене", Владимир поставил кассету с музыкой барда. Это были песни Кричевского. Поставил, предваряя будущее знакомство с Автором персен, которому многое наговорили про Клипмейкера как о режиссере , единственном в этих местах способным снимать, монтировать что-то интересное...

Конечно песни Кричевского были неформатом для Клипмейкера (попса в чистом виде), но он воспринимал все приходящее в его жизни, как еще один шанс снять свое кино. Через несколько дней там же, он встретился с Гариком. Процесс пошел. Потом были еще встречи, долгие разговоры, просмотры чужих фильмов. Выработка общего видения видеоряда на конкретный шлягер...
Все закончилось съемками клипа на песню "Киевлянка" (ставшим неформатным кино в творческой биографии уже Кричевского)

Собственно на этом рассказ о том, как Клипмейкер "вышел" на Кричевского можно и закончить. Все в конце концов просто: каждый предыдущий проект расширяет круг друзей и знакомых. И приходят новые люди, которым надо твое умение.

Океан Ельзи

1995 год
Вот с этой группой получилось несколько по другому.
Статус Клипмейкера: от режиссера отдельных видеоклипов, перешел в статус режиссера авторской музыкальной телепрограммы. Сам выбирал сюжеты и их героев, сам устанавливал себе сроки производства, места съемок.

Свобода. Вроде-бы. Но на самом деле все повторялось.
Была все та же третья сторона, которая платила. Внутри проекта делайте, что хотите. Но это должно продаваться. Оно и продавалось. Но на каком-то этапе денег на производство стало элементарно не хватать. Через полгода все закончилось...

Если финансы - это одна планета, то творчество жило на другой. И орбиты никак не желали пересекаться. То есть не было в таком сотрудничестве прямой зависимости "результат - деньги" на который Клипмейкер имел влияние.

Была оговорена лишь зарплата Клипмейкера. Остальное: сьемочная техника, монтажное время на корпоративной студии- собственность фирмы, финансировавшей проект.

Все. Остальное - побегать, снять дорого (напр. эксклюзивный интерьер или заехать на пленер) или дешево (напр. в здании где обитает студия, разместив "героев" сюжета в случайном интерьере), все ЭТО - твое...
Такой путь вел к деградации сериала, превращении его в серый проходняк.

Круг заинтересованных в сотрудничестве с Клипмейкером все расширялся. Теперь он был "создателем образов" в очень востребованном для музыкантов формате - сериале видеофильмов о творчестве музыкантов и художников. Кроме тех, кого выбирал Клипмейкер, стали появляться новые знакомые с которыми его специально знакомили. В надежде, что режиссера заинтересуют "явления культуры" и он снимет...

Так Олег Разумовский - талантливый композитор, участвовавший во многих музыкальных проектах, познакомил его с очередными молодыми, талантливыми...
Жарким летом сидели во львовском кафе "Вавилон" и разговаривали. Клипмейкер слушал музыку, всматривался в лица музыкантов и прикидывал - какое кино он может снять с этими начинающими, которые назвались таким странным именем "Океан Ельзи" ...

Был снят материал на два клипа. Судьба их была печальна: музыкальную телепрограмму закрыли. Клипы вовремя не были смонтированы. Время ушло и клипы стали всего лишь малозначительным эпизодом в биографии модной группы.

РЕЗЮМЕ:
Найти "свой" музыкальный проект в среде "звезд" процесс несложный, надо только оказаться там, где они бегают.
Вроде бы процесс обыкновенный - если ты профессионал, если не исчезаешь из среды в которой востребовано то, чем занимаешься.
Всегда найдутся и Заказчики и Деньги.

Недостатки того процесса, что описан выше:

  • если к тебе приходят и приносят деньги и идеи, реализуешь всегда чужие фантазии.
    Ты не делаешь СВОЕ кино.
  • если обладаешь свободой выбора сюжетов и "актеров", но работаешь в рамках бюджета от третьей стороны...
    Ты не делаешь СВОЕ кино.

Почему? К чему тогда все рассказанное выше?

Да к тому, что весь этот рассказ относится к процессу, в основе которого доминирует желание ЗАРАБОТАТЬ на своем Умении. Люди приносят деньги и решают с вашей помощью Свои проблемы.

А сли ты хочешь жить и творить как СВОБОДНАЯ личность, то придется забыть о "бюджете для большого кино" и заниматься чем-то другим...

Но это тема отдельного разговора.

Все разговоры вокруг "прилично ЗАРАБОТАТЬ", снимая видеоклипы, имеет только одно направление - вперед и верх к вершине отечественного шоу-бизнеса. Если это для Вас, то проблем нет. Но проверте - вы станете очень несвободным человеком...

Если Вы желаете сказать этому миру что-то СВОЕ, то тогда надо вовремя сваливать с этой натоптаной дорожки.

Это трудный ответ. Клипмейкер не знает рецепта в решении совместимости больших денег и полной свободы в возможности делать СВОЕ кино.
Определился только в одном - профессиональная сделанность не позволяет достичь этого.

Клипмейкер большую часть жизни движется в поисках формулы идеальной гармонии с собой, и с близкими. Это единственная достойная цель и смысл нашего короткого существования на Земле.

Владимир Зайковский
[11.01.2009]