Начало.
Зима 2003 года. Клуб-кафе «Лялька». Полутемный зал. На сцене, если так можно сказать о кусочке пространства в углу кафе, грохочет очередная рок-группа. Невообразимая какофония звуков – невозможно разговаривать. Тем не менее мы сидели с Джоном и разговаривали. Он уже выпил и пребывал в некой эйфории.
- Нет, я пока ничего не скажу. Но начинаю грандиозный проект. Переговоры уже проведены. Маркияну это интересно. Он думает…
Если все получиться, будет и для тебя работа. Так что – готовься…
Тогда я не придал особого значения этим разговорам: мало ли в творческой среде генерируется проектов. Большинство из них умирает на корню, не найдя воплощения в реальности. Но с этим проектом все получилось по-другому….
Так я впервые услышал о «Проекте „Є” 2003 года Джона Сука. Проект в очередной раз взорвал арт-пространство Львова, продемонстрировав умение создавать грандиозные арт-хаусное действо ни на что не похожее, оригинальное по мысли и исполнению.
Справка: Олег (Джон) Сук – музыкант, часть групп «Клуб шанувальників чаю”, „Мертвий півень”, „Горгішелі” и других групп. Автор музыки для многих музыкальных проектов.
Наиболее значительные – „Проект „Є” 1995 и 2003 годов. Живет во Львове
Маркіян Иващишин - руководитель Творческого Объединения „Дзига”. Продюссировал огромное количество творческих проектов. Самый значительный - «Дзига» как система «площадок» на которых выплескивается в мир нонконформистская живопись, музыка, литература, видео.
Это арт - кафе «Клепсидра», «Синя пляшка», «Лялька» (1994-2008), «За кулисами», «Вавилон 20» (до 1998 года), "Кабинет 35", "Литературное кафе", галерея «Дзига», газета «Львівська газета”, портал „dzyga.com.ua», Фестивали «Jazz bez», «Флюгеры Львова» и другие.
Влодко Кауфман – художник, художественный руководитель проекта «Дзига». Автор творческой идеологии, ее стилистических пристрастий и вкусов (вместе с Маркияном), автор интерьеров галереи, арт – кафе, многочисленных авторских перформансов.
Через месяц мы с Джоном сидели в Клепсидре. За столом были Маркиян и Влодко Кауфман. Мы обсуждали «визию» сценического пространства концерта. Шел разговор о моей части проекта – создания коллекции видеоклипов для музыкальных пьес проекта.
Это было важно для организаторов сценической визии. На видео было завязано концептуальная часть концертного действа. И им было важно узнать технологические возможности того, что задумал ВлодКауфман и что очень понравилось Маркияну.
Забегая вперед скажу, что реализация удалась.
Задумка заключалась в разделении сцены, на которой будут играть участники проекта, на две части. В передней части, обращенной к зрителям, развернуть аппаратуру и дам будет основное действо. В глубине сцены, за занавесом с огромным экраном посредине, развернули арт – кафе - поставили столики, буфетную стойку, напитки.
Во время концерта камера, «заглядывающая» на территорию арт – кафе, выбрасывает изображение на экран в перерывах, когда меняется состав исполнителей и паузу заполняют ведущие Действа.
Для Клипмейкера был предложен особый фронт работ. Надо было создать тринадцать оригинальных клипов. Они должны выплескиваться на экран, когда играют очередную музыкальную пьесу.
День разговоров был для меня началом проекта. Апрель. До дня Х оставалось три месяца
Для Джона этот день тоже был началом. Музыкальные пьесы им уже были написаны. Надо создать конкретные аранжировки песен на эти пьесы, записанные конкретными исполнителями. Чем он и занялся.
Для меня он записал несколько пьес для того, чтобы Клипмейкер «въехал» в атмосферу музыки. Музыка «от Джона» мне всегда нравилась. Аранжировки из первого проекта „Є” 1995 года я использовал в программах “Modus vivendi”.
Задача поставленная передо мной осложнялась ТЕМ, что невозможно создание видеоклипов на музыку которой нет. Поэтому в эти месяцы я мог участвовать только на уровне накопления материала.
Чем и занялся. Снимал Город, ходил в студию к Джону на репетиции, на запись песен. Снимал репетиции….
Начало июля.
Джон передал сведенный музон проекта. Тринадцать музыкальных пьес на диске. До проекта остался месяц. Наступили гонки.
За тридцать дней надо было смонтировать тринадцать клипов. Доснять то, что не было снято в подготовительный период.
В наличии - архивные материалы с исполнителями, которых трудно было подвигнуть на оригинальные съемки (Тарас Чубай, Руслана, Океан Ельзи, Скрябін, Михайло Барбара, Юрко Покальчук). Многие тусовались в Киеве в звездном статусе.
У меня не было ни желания, ни возможностей приспосабливаться к их графику «творческих свершений», выступать в роли некого просителя.
Да, все они были друзья Джона. И все моими знакомыми. Друзьями могу назвать Юрия Покальчука (одного поколения), состав «старого” Скрябіна (долго жили в одном городе).
Но звездный статус большинства из них вносил свои коррективы в наши отношения и нельзя уже просто влезть в их расписание.
Поэтому даже не пытался разговаривать на эту тему.
Использовал личный видеоархив (когда они еще не были звездами). Из него и монтировал клипы по группам «Скрябін”, „Океан Ельзи”, Тараса Чубая.
С остальными, с кем можно было соединиться, намечал съемочные дни.
Никаких сценариев, размышлизмов…
Времени не было.
На каждый клип мог выделить два-три часа съемок и один монтажный день (плюс ночь).
Поделите Тридцать дней на Тринадцать на клипов и получите два дня на создание клипа.
Основное чего добивался – Атмосферы в создании визуального рисунка, поддерживающего атмосферу сериала.
Посему сюжет был неважен. Важно движение. Зачастую абсурдное и немотивированное.
Но все вместе – музыка и видео должно поднять Эмоции зрителя на новую высоту. Что и было достигнуто.
Нельзя разделять клипы и рассматривать их вне альбома. Что многие пытаются делать, предъявляя претензии Автору. «Мол, ваши клипы решены в одной манере».
Но если рассматривать клипы как одно кино, то проблема лишь в том, что клипы слишком разные и связь между ними слишком формальная.
Этого трудно было добиться, создавая 13 клипов за 30 дней.
Концерт
Состоялся 12 июля 2003 года в театре Скарбека (Lvov)
Сцена была разделена посредине на две части огромным занавесом. Большой экран верху посередине занавеса. Проекция осуществлялась на просвет. Проектор стоял в глубине сцены. На половине сцены обращенной к зрителям площадка для музыкантов. Во второй половине - своеобразное арт-кафе. Там же стояла видеокамера и отслеживала просходящее в кафе. Картинка с этой площадки демонстрировалась на экран в перерыве между композициями, когда менялись команды исполнителей.