Есть исполнители - которые "звезды" почти без сомнения и анализа. Не придуманные кем-то, но живущие вне того замкнутого маленького мирка, коим может стать такая страна как Украина.
Наши доморощенные "звезды" больны местечковостью и желанием походить не творчеством, но способом самоутверждения на, далеко не лучшие, скандально известные образцы "звезд" других миров. Получается такое несчастье...
Поэтому украинский шоу-бизнес - явление по меньшей мере странное. А если еще глубже копнуть, то отвратительное... Потому что оно несостоятельно творчески, а пытается выпендриться на уровне мировых. При том при всем, что в борьбе за телеэфир и подходы к корыту (коими являются близость к пропрезидентским или партийным кругам) топчут друг дружку со страшной силой. О нормальном шоу-бизнесе, завязанном на cтандартных денежных раскладах говорить трудно. По пальцам можно пересчитать проекты такого рода.
И тем не менее. Об одном из них я расскажу... И назову свою рассказку так:
Как работать со "звездой"... Встреча 1 (Специально приглашенная "звезда" - Гарик Кричевский
Выдержки из дневника 5.07.1994
"...Первое впечатление когда Владимир Бебешко поставил кассету с его песнями - удивление...
Как Львов с его национальной цнотливостью (что не мешало ему выплескивать из свох недр сильнейшие рок-группы запевшие на суржике, таком далеком от идеального украинского) мог дать такой элегантный, во многом снобистский, чистый русский говор песен Кричевского. Конечно я понимал, что пространство Львова огромно и вместит в себя не такое.
Песни Гарика имеют ярко выраженную коммерческую подкладку: он поет не столько для того, чтобы самовыразиться... Скорее это коммерческое предприятие, где все подчиненно законам спроса и предложения. Это, кстати, сразу выводит его за пределы провинциальности, местечковой замкнутости на себе и узком кругу немногочисленных полонников..."
Год 1994 был годом ожиданием перемен. Уже сделали первый круг фирмы шоу-бизнеса. Попробовали... и благополучно загнулись или свернули проекты. На смену им - Первым, должны были появиться Вторые.
Их еще не было, но чувствовалась их поступь.
На квартире у Елены Мархасевой - возглавляющей агенцию "Брати Гадюкины" - были первые встречи Клипмейкера и Гарика Кричевского. Смотрели они там первые клипы Гарика снятые на деньги какого-то банка. И Гарик объяснял насколько эта команда плохо работала... "Пришлось потом приглашать других, доснимать". Но в конце-концов все было испорчено большой плямбой в углу экрана поставленного по требованию банка и которое они гордо назвали логотипом...
Короче он - Гарик хочет снимать на свои деньги. И пусть это будет скромно. Но зато он будет полностью контролировать процесс, а не констатировать: что вот еще раз кто-то, как-то...схалявил.
Короче, снимаем клип?
"Без проблем - снимаем" - отвечал Клипмейкер. Хотя понимал, что проблем не миновать. И заложены они в самой природе несовместимости того что делает Гарик и того, чем занимается Клипмейкер.
Гарик и его песни - это "попса" в чистом виде. Хорошо сделана по музыке и тексту, профессионалами собрана, конкурентноспособна на огромном рынке бывшего СССР. Гарик правильно оценивал ее место в ряду с песнями Шафутинского и других подобных. Разве что он не раскручен. А здесь, во Львове где он живет и работает есть свой бзик - "нацики" на дух не переносили любое явление русской культуры.
А тем более такое, близко связаное с мифами чисто русского агрессивного сообщества под названием "блатное"...
Поэтому ни о каких публичных выступлениях во Львове речи быть не могло. А ведь исполнителю надо в первую очередь сцена, признание.
Конечно наступили времена когда Гарика стали приглашать на сборные концерты. И то - помню, пытались некоторые концерты пикетировать.
Проблемы с клипом могли быть в разности видения конечного изображения. Клипмейкер работал в среде андеграундного кино, где могла быть "грязная" работа камеры, невыстроенность света, и отвратительная проявка пленки. Все это никак не могло принадлежать миру коммерческой музыкальной попсы.
Клипмейкер не мог дать чистое изображение и внятно построенный сюжет. Природа его была другая... Вот здесь мог родиться будущий конфликт. Тем не менее Гарик рискнул...
В августе 1994 начали готовить первый съемочный день по песне Кричевского "Киевлянка".
Песня была хитом. Уже раскрученным, уже востребованным слушателями радиостанций Украины.
Хотя Гарику всегда был интересен путь в Москву. Но туда... не то, чтобы не пускали. Там было много своих крутых...
Поэтому надо было работать. Много, терпеливо, осторожно.
Контракт с Мархасевой был безопасным в том плане, что она не была жесткой структурой ломающей людей в угоду неким сверхцелям. Она была своя, из тусовочной братии и ее проект Агенства на "базе" имени известной группы "Браты Гадюкины" был скорее творческим, чем бизнесовым. Кое-какие деньги она находила, но больше она была состоятельна как центр вокруг которого варилась некая творческая жизнь. Пробегали люди... Разные... От них можно что-то взять.
Вот одним из них был Клипмейкер. Он отличался тем, что используя доисторическую технологию кино ставил недорогие и вроде как качественные музыкальные штучки, очень похожие на клипы зарубежных завернутых групп...
...Да, Гарик согласен на черно-белую кинопленку с плохой проявкой. Он все понимает и не строит иллюзий. И надеется на профессионализм Клипмейкера, что сделает хорошо... И это можно будет показать пусть не по московским каналам, но по Украине...
Все же раскрутка, все же движение.
Небольшое отступление:
Биография Гарика Кричевского как он сам наговорил Клипмейкеру:
Родился в 1963 году во Львове в семье врачей.
С 1980 года играет в разных львовских группах на бас-гитаре.
1983 - ДК "Романтик" - ВИА - первый профи... коллектив
1984 - разогнали, власти устроили прослушивание - нашли "слишком много англоязычных песен..."
1988 - закончил Медицинский институт (безработный)
1989 - первый магнитоальбом авторский песен...
1989-1990 - ренгенолог во Львовском Диагностическом Центре..
1992 - альбом "Киевлянка" Запись на "Аудио-Украина"
1994 - альбом "Привокзальная" Запись на "Студии Лева". Аранжировка В. Бебешко и Р. Луговой
2001 - альбом "Свобода" Запись студии Z
Трудно было с сюжетом. Текст был конкретной историей. Клипмейкер решил не усложнятьи и просто проиллюстрировать историю киношным способом.
Стандартный подход... Параметры проекта по финансам были очень скромны. Ни о каких специально приглашенных актерах и речи идти не могло. Опираться надо было только на своих друзей, знакомых. Этот метод делания сюжетного кино нравился Клипмейкеру. Он очень не любил профессионалов как от кино, так и от ТВ. Тамошние схемы проведения проекта совершенно не годились для стиля работы Клипмейкера. И ему не нравилось "ломать" психологию этих заштампованных "профи". Гораздо проще было работать с новичками. Они не придумывали себе ничего лишнего. Не надо было выстраивать мотивационные мероприятия, а просто разводить по сцене. Снимать крупный, средний, общий планы. "Лепить" им мимику. И ... выбрасывать, если "игра" Актера не попадает в состояние Героя.
Гарик к сожалению актер никудышний. То есть он смотрится органично... пока никого не изображает. Но если "навешивать" ему чужую жизнь он никакой...
Хорошо, что все-таки снимали клип. В коротких кусках-планах удалось спрятать неигру Гарика и клип, по поведению Гарика (Героя песни), получился достаточно убедительным.
Один сьемочный день провели в Киеве. Если о киевлянке сюжет, то не показать Киев было бы странным. Потом правда доснимали на улицах Львова лица девушек. Так что в клипе больше львовянок, чем киевлянок. Ну да кто там заметит.
Всего проект длился два месяца.
Вчерне собранный материал на VHS-формате был той основой которую надо было только повторить на профи-носителях. Тогда в нашем регионе это была магнитная пленка формата С. Формат BETACAM еще был новинкой в наших краях.
Монтировался перегнанный на видео киноматериал за одну ночь.
Это тоже был прикол тех времен. Часы работы на профессиональных монтажных машинах местечкового ГосТВ можно было взять только ночью.
В двадцать часов вечера Клипмейкер с Валентином - ведущим видеомонтажером студии - зависали в аппаратной на ночь. Выпивали по ходу работы бутылку водки. И к семи утра ставили последний кадр клипа. Качество не страдало.
В ноябре Клипмейкер сдал работу.
"Крутой" продюсер Елена Мархасева заплатила остаток. У нее было кислое выражение лица, неопределенные фразы через которые сквозило некие несформулированные претензии.
Но... договор дороже денег.
А договор все же заключался между Клипмейкером и Кричевским. А уж какие расклады были между Кричевским и директором агентства - это было неинтерено Клипмейкеру
КАК ЧЕЛОВЕК СТРОИТ БИЗНЕС ВОКРУГ Своего Дела.
То есть вокруг того, что любит и делает с удовольсвием.... Ведь большинство "творцов" не могут этого сделать, но зато находят время на объяснения почему не получается.
Может тогда лучше заняться чем-то другим....
Впрочем это бесконечные разговоры... Надоело...
Гарик рискнул, сделав шаг навстречу. Получил для работы по продвижению своего Имени еще один инструмент. У него не было денег сделать клип "а-ля московская звезда". Но он не ждал пока созреет некий плод. И не гнался за сногшибательным прорывом... Он снимал тот урожай, какой был ему под силу. Ибо его сила была не в том, чтобы забраться на некий шесток, пристроиться при ком-то и кормится....
Он строил систему, позволяющую постоянно генерировать предложения по гастрольной
деятельности. Это было основная деятельность приносящая деньги.
Это была его ЦЕЛЬ.
И на сегодняшний день она достигнута.
Он купил и продал на деньги заработанные своим бизнесом квартиру во Львове. Купил квартиру в Киеве. Но при этом снимет квартиру во Львове. Потому что здесь родные его и его жена. Многолетние творческие связи с людьми, пишущие для него тексты и музыку. А теперь, с появлением интересной фирмы "ZMS", он может позволит себе переложить на конкретные плечи продвижение своих песен на рынок СНГ. А это очень важно в его работе.
Исчез хаос и неконтролируемость продвижения его альбомов. Вот если бы заработал четко механизм отсекания от рынка пиратской продукции, тогда можно было бы зарабатывать и на их продажах. Но до этого еще не скоро. Хотя на ранних этапах деятельности Кричевского пиратские альбомы, демонополизация рынка таких специфических продаж позволил проявить истинное "Кто-есть-Кто" в среде тех кто "танцует и поет" в нашей стране. И популярность Кричевского, его сделанность стала очень многим поперек.... В упрек ему ставят и невысокий творческий потенциал его проекта...
Но опять таки - забывают, что это чисто коммерческий проект. Вполне сознательно не придуман, но талантливо повторен и раскручен. А вот раскрутка этого проекта и есть талантливый путь проделанной Гариком. Может чуть сдобренный удачей и коньюктурой.
Но кто повторит?
Если вся наша эстрада - коммерческий проект, то попытайтесь проделать путь Кричевского.
При этом постарайтесь НЕ ПРОДАТЬСЯ некой шоу-структуре. Ведь она может завалиться, тогда исчезнет и Имя. Попробуйте стать самодостаточным , упакованым в независимый от коньюктурных влияний объект и плыть по жизни свободно и вольно....
Конечно нити даже такой структуры тоже превращаються со временем в путы. Но это совсем другой расклад, другая история..
Клип "Улицы нашего города" (1998 год)
Продолжаю разговор о Гарике Кричевском.
В прошлой Истории о съемках клипа "Киевлянка" для Кричевского, шла речь о самом первом проекте Клипмейкера с исполнителем.
Но одно из нормальных состояний человеческого общения это возможность вновь и вновь возвращаться к тем, кто тебя понимает и принимает.
А как "работать" со "звездой", чтобы вновь ей предложить сотрудничество и получить согласие (вместе с прилагаемыми к ним деньгам)? Звезды ведь редко платят, за них это делают другие - продюсеры. А эта публика трудная и говорить нормальным языком с ними невозможно...
...........................................................................................
1998 год много чего изменилось за четыре года в украинском шоу-бизнесе. Кто - обнищал, кто брюшко отрастил. Страна и люди менялись, устаканивались. Уже образовались новые привычки и традиции. "Родиться успели даже новые классы" как могли бы сказать марксисты-комунисты.
И вот в Гарике Кричевском Клипмейкер с непритным ощущунием отставания от времени и эпохи обнаружил черты Нового Класса.
Вроде совсем в недавнем 95 Клипмейкер снимал эпизоды для своей ТВ-программы. Гарик сидел среди разбросанных вещей в квартире, которую снимали вместе с женой и давал интервью. Он только приехал с гастролей и у него было немного времени. Рассказывал, как не хотят пускать на киевское ТВ. А в Москве свои бзики, но по другим причинам.
И работаем, работаем...
Потом ходили по улицам Львова и Гарик, в качестве ведущего, расказывал на объектив камеры о львовской музыкальной тусовке. Возле входа "под браму" за которой был небольшой сквер толпою стояли люди и разговаривали.
Это и была тусоавка. Собирались они и разговаривали только один час. Знакомые Гарика отвечали на вопросы, потом отворачивались и продолжали свои более важные тусовочные разговоры.
Передача так и не была смонтирована и не вышла в эфир. Продюсеры посоветовали не связывать их имя с такой непопулярной в национал-патриотических кругах личностью. Да, конечно Гарик никак не был похож на борца за освобождение украинского народа. Мало того - он был безобразно популярен в узких специфических кругах.
Studio Clipmaker.Гарик Кричевский "Улицы нашего города" (1994)
Его песни звучали из дверей многих львовских кавьярен. Они не исчезли даже после запрета на рускоязычную эстраду (...с сомнительными текстами) который приняли местечковые депутаты после трагической гибели Игоря Бiлозіра.
Мало того - Гарик и образ жизни выбирал от новых русских. И когда стал вопрос где снимать живой концерт для клипа, то летели на двух "Пежо" за город в престижный мотель для небедных - "Богдан".
И на маленькой сцене одного из тамошных залов "лабали" как простые смертные.
Гарик был певцом для новых богатых и если они были похожи на бандитов ... то и для них тоже. Просто нет другого класса, другой жизни. Ведь деньги и очень большие были только у них. Они были искренни в желаниях... и у них, наверное, своя правда...
В пустом зале где снимали эпизоды "живого концерта" подскочил "новый русский" с востока и обалденно благодарил за нечаянную радость лицезреть Гарика...
А в 98 годуеще более стал виден космополитизм Гарика. Его уже не трогало особое отношение националистов. Они жили в разных мирах и они, будучи в одном городе, не пересекались. Тогда у него уже была своя квартира в центре города. Родилась дочь. Гарик мотался все по гастролям, но у него был дом...
Клип на песню из нового альбома "Улицы нашего города".
Давно пропали с творческого горизонта "продюсеры" ТВ-программы.
Клипмейкер после десятой программы потребовал добавки к гонорару и... передачу прикрыли. Гонял от проекта к проекту, все больше погрязая в долгах. Вот здесь новый Гарик умело воспользовался ситуацией...
А может наоборот: он дал лишний шанс Клипмейкеру еще чуть продержаться на плаву.
Объявилась в городе видеостудия, круто упакованная. Пытались жить автономно, собирая деньги с КАЧЕСТВА. Придумано ими было хорошо и команда славная, да вот рынок поделен. Все крупные потребители продуктов видеопроизводства были прихвачены ТВ-командами давно обжившими этот рынок. Поэтому видеоструктура подхватывала всякие проекты, даже те, за которые платили мизер, но взамен они надеялись на долгосрочное и регулярное сотрудничество. Это понимал Клипмейкер, затевая свои игры...
Разговаривал с Гариком, рассказывал о новой технологии, о ее дешевизне... Ну и потом предложение: "Ну а сколько вложишь, если вот с такой технологией, но круто... и не дорого."
Гарик считал... Да он был искренен и убедителен: "Вот у меня будут два концерта из них образуется вот такая сумма, а потом будет еще. Если сейчас начнем и через месяц сдашь работу, то потом в конце будут еще деньги..."
Я не называю реальных цифр, но поверьте это были мизерные деньги и о них стыдно просто упоминать...
Как к стенке - жизнь, обстоятельства кто еще - поставили и выбора нет. Либо быть расстрелянным, либо биться, сбивать свой кусок масла.
Клипмейкер его и сбивал в меру своего УМЕНИЯ.
Клип был снят за месяц. Навороченый компьютерный монтаж позволил спрятать убогость придумки и растеряность режиссера.
Ему было не до выпендрежа: еще день простоять да ночь продержаться - вот такой была атмосфера...
И деньги которые заплатил Кричевский никак не повлияли на качество жизни Клипмейкера: слишком все вокруг задешево продавалось...
А ухватить крупный проект...
Уже существовали монстры шоу-бизнеса которые "работали" такие проекты и влезть туда не представлялось возможным. Там были свои "режиссеры" которые потом в интервью, закатывая глаза глаголили о своей оригинальности и крутости. Противно читать, слышать, видеть. Сейчас с современной технологией обработки изображения любой пацан, изучивший какой - нибудь After Effect может наворотить что-угодно. А при убогости воображения просто повторить какой западный клип нет проблем. И монтируют эти клипы вот такие мальчишки, а "режиссеры" потом сидят и изображают...
Коментарии от Клипмейкера
Клипмейкер тогда еще не догнал, что будучи класным специалистом он не построит СЧАСТЬЕ в отдельно взятой судьбе.
Потому только, что у него мышление специалиста. Он мыслил категориями техническими. "Ставил цены" на СВОЙ экслюзивный продукт те, какие вписывались в логическую соразмерность спроса и предложения... А это вело к удешевлению "цены" самого Клипмейкера, потому что продавал себя как машину по производству...
Пытался словами убедить, что он стоит недешево, потому что у него опыт, у него имя, у него.... Собеседники кивали, соглашаясь и... шли в другую сторону. Шли к специалистам, которые только поставили - упаковали студию и работая-зарабатывая себе имя, снимали не то что дешево, а очень дешево.
Чем и воспользовалась "звезда" по имени Гарик Кричевский.
И какие могут быть обиды... То что у "звезд" могут быть классные клипы никто об этом не спорит. Но когда они убеждают, что у них серьезный подход - пусть не врут. Единицы могут снят клип на свои деньги, а ведь только снимая на свои они могут вкладывать свое "фе" в концепцию, сценарий, монтаж. Остальным клипы делают продюсеры, руководствуясь соображениями далеко не творческого порядка.
Клипмейкер отработал как машина и получил... на смазку шестеренок.
Грустная история. Зато про "звезду". А она ничего - светит , греет... то бишь - поет.
Чтобы выскочить из порочного круга надо перестать быть СПЕЦИАЛИСТОМ и мыслить как СПЕЦИАЛИСТ, продающий свое ремесло ради того , чтобы прокормиться.