Всегда надо быть готовым к кому, что проект может выскочить из любого незначительного контакта, разговора.
Весна 2008 года. Львов. Центр. Марьян окликнул когда Климейкер шатался по Галицкому рынку. Рынок только недавно открыли после перестройки. Весь его загнали под крышую. Почти исчезла грязь. Исчезли тетки "зо села". За рядами уверенные профессиональные посредники. И товары наполовину не местные...
Мы стояли посреди этого базарного гламура и вспоминали общее, которое было связанное с музыкой Джона, с проектом "Е". На котором мы и познакомились. Марьян был в основной команде Джона, работавшей над проектом. Собственно после этого они и не расходились. Жили в одном городе. Но каждый занялся своим проектом.
Вообще-то проект "Е" 2003 года для многих музыкантов, задействованных в нем, оказался неким значимым опытом, после которого многие начали что-то менять в своей творческой биографии.
Кто-то перебрался
в Киев, кто-то запустился с новым проектом.
Марьян организовал группу "Файно". Как там оно у них варилось неизвестно, но к весне 2008 года группа в театре Курбаса отметила свое пятилетие довольно внушительным концертом. Фаны были столь многочисленны, что можно говорить - проект жив и движется куда-то.
Вот это "куда-то" - весьма печальное движении современных рок-групп страны UA. Нет простора, не хватает воздуха, "потребителей" такой музыки. Группы быстро перерастают местечковый уровень, а дальше...?
Телевидение только на региональном уровнем еще приоткрыто для выплеска энергии таких проектов. Общенациональные каналы наглухо запечатанны для нераскрученных. У них есть то, что называют шоу-бизнес - гламурное караоке. А это совсем не формат для нормальной музыки.
Разве что через национальное МТВ что-то можно показать. Но это такие деньги...!!!!
Остается ближайшее зарубежье. Для групп с востока страны - мечта гастролировать и раскрутиться в России. Музыканты с Запада - бегают в центральную Европу. К немцам, в Польшу, к французам.
Так и живут-выживают.
Кстати вы заметили, что Автор никак не говорит о КАЧЕСТВЕ музыки которую играют группы формата "Файно". Разговор об этом бессмыслен, потому что нет процесса как некого значительного по количеству участвующих в нем. Для начинающих все меньше пространства.
Во Львове весной 2008 года исчез клуб Лялька. Долгие годы он был единственной и весьма значимой площадкой на которой играли рок-команды. Потом появились другие. Но клуб оставался престижным местом. Во второй половине 2000-х клуб начал стремительно терять популярность.
А все потому, что поменялась политические пристрастия в обществе. Из протестной музыки, бывшей своеобразным выразителем настроения перемен, она стала вдруг просто музыкой. И ее надо было хорошо играть. Вот тут и оказалось, что в таком количестве она никому не нужна. Ее не слушали на компактах и плеерах. Предпочтения отдавались навязанному телевидением и интернетом музыкальной моде. Бренд рока все больше асоциировался с пивными праздниками, с грохотом на сценических площадках в каком-нибудь парке культуры.
Так что выживать в таких условиях могут только монстры отечественного "шоу-бизнеса", построившие систему финансирования, продавая свой бренд. Или те, для которого это образ жизни и им некуда деться. Они всегда играли музыку, тусовались на фестивалях и корпоративах, много пили. И будут это делать всегда, во все времена, при разных режимах.
Кафе-клуб Лялька стал убыточен. В нем на рок-тусовках подпрыгивали обкуреные подростки. На сцене самовыражался никому неизвестный молодняк из той же среды. Играть не умеют, петь не умеют. Тогда зачем все это. Все закончилось.
Группа "Файно" в клипе "ЗИМА" 2009
Осень 2008. Группа Файно обитала во Львове. Клипмейкер находился в Одессе. При современных технологиях коммуникаций это никак не влияло на договренности о совместной деятельности.
Осенью группа, что называется, созрела и начала снимать клип так, как это она понимала. В своем городе наняли оператора из тех, работающих на региональном канале. Провели съемки, уложив в три съемочных дня. Из-за разногласий в группе, неудачной погоды съемочный период растянулся на месяц.
Клипмейкер в этом проекте выступал в качестве режиссера монтажа. Это как бы не совсем привычная форма создания видео для музыкальной группы. Но в большом кинематографе со времен сознания сералов для телевидения это стандартная ситуация. В этом процессе режиссер монтажа привычная форма работа над фильмом. Физически невозможно одному человеку руководить съемчным процессом и потом монтировать материал. Если сериал состоит из нескольких сот серий. И уже надо заполнять эфир, то подобное "разделение труда" единственная возможность нормального фунтционирования производства сериала.
Впрочем опыт в этом качестве у Клипмейкера имелся. Работал над сериалом документального кино и несколькими сериями "мыльной оперы".
Пришли материалы в виде мастер-кассет с видео и дисков с музыкой. Монтаж занял две недели и был разделен на два этапа. Был собран первый вариант. Без оцветовой обработки и с минимумом спецэфектов. В этом фильме определялась общая концепция монтажа. Предлагалась своеобразная версия от режиссера монтажа. Версия была выставлена на закрытой странице в интернете. Версию клипа можно было увидеть только по прямой ссылке. Так что недоступность видео для чужих гарантировалась. Посмотрев, группа проговорила свое мнение и свои пожелания правок.
От первого варианта были взяты лишь несколько фрагментов. Фактически была осуществлена во втором варианте не просто правка отдельных фрагментов, а полный перемонтаж. В даном случае, несмотря на достаточно большой объем работы по созданию новой версии с нуля, это была более щадящий режим работы над клипом.
Чаще править отвергнутый вариант не имеет смысла. Версия начинает давить на творческое эго режиссера и он может просто повторить старый "рисунок" с некими несущественными вариациями.
Лучший вариант - отложить на время работу над клипом. Заняться чем-либо другим. Когда голова очиститься от размышлений над клипом, можно вернуться к перемонтажу.
Клип был смонтирован в программе Adobe Premiere.
Потом проект был импортирован в Adobe After Effects. Была проведена коррекция по цвету каждого кадра. К некоторым кадрам применены спецэфекты.
В деталях (работа над спецэфектами) - будет рассказано в специальном учебном курсе от Клипмейкера.