Отслеживая на форумах околомузыкальную тусовку фанатов украинской музыки, обратил внимание на полное отсутствие упоминание имени "сестрички Вики" в опросах-комментариях когда разговор заходит о "легендарных" группах украинской музыки.
Коротка однако память у фанов от музыки...
Или что-то с самим проектом Вики, если не смогла удержаться хотя бы в мифологии украиноязычной музыки Украины. При том при всем что ее альбом "Тинди-ринди" до сих пор продается в музыкальных магазинах страны.
А ведь яркий был проект.
В конце 1990 года Клипмейкер впервые познакомился с Викой. С подачи Андрея Кузьменко.
Улица Конотопская 2 во Львове. Они там жили. Владимир Бебешко и Вика Врадий.
Почему-то в голове крутилось: "конотопская ведьма". Что-то из Гоголя.
Творчество Вики было пронизано гоголевскими образами...
Стандартная двухкомнатная квартира. Стандартная советская мебель родителей Вики. Электронные клавиши. Бобешко склонившись над ними что-то наигрывал. Какие-то не очень молодые люди толкутся в комнате, заглядывают через плечо Бебешко. Это "лабухи" выбирают аранжировку для своих "весільних пісень" у "композитора" Бебешко.
- Жить-то надо. Где сейчас деньги настрогаешь. Вот ваяем... - это Бебешко комментирует, выпровадив за двери лабухов.
Потом он крутил на магнитофоне кассету Вики. "Тинди - ринди".
- Хотели-бы попробовать снять клип. Послушаешь? Может что понравиться. Как тебе это предложение..?
Studio Clipmaker. Віка Врадії "ТИНДИ РИНДИ" (1990)
Мне нравилось. Профессионально сделанный коммерческий проект новой музыки.
Во Львове мелькали афиши: "Брати Гадюкіни і сестрічка Віка".
По тем временам это было что-то необыкновенно скандальное. Сама музыка была за пределами обсуждения. Поведение вокалистов, странные голоса, "ненормальные" тексты настолько поражало необыкновенностью, что концерты проходили на Ура.
Скандальность и эпатаж - это основное, что тогда привлекало.
О музыке, о ее сделанности начали говорить потом. Когда спал ажиотаж, прошла нарванность бега первых годов "свободы" после того, как пали плотины компартейного руководства "культурой".
В декабре 1990 года Вика с сотоварищами Левко Бебешко и саксофонистом из группы пригнали в Новояворовск. Снимали клип на суперкороткую музыкальную "фразу" (ее нельзя назвать песней - текст слагался из одной фразы).
"Зима в кедах" - 45 секунд видео, музыки, текста. Я отобрал эту "пьесу" для того чтобы снять ролик-промоцию и для Вики и для Клипмейкера.
Была зима - снимали на сцене ДК. Черный провал в зрительный зал служил прекрасным черным задником. Поерничали в проходах "пьяных мужиков". Высадили на возвышение безумного барабанщика - Скрябу (Александр Скрябин). И Вика - падающая бесконечное количество раз в темноту. Почему..? Да по приколу... И летающая тарелка - поддержка звука. Чем-то звук ассоциировался со звуком НЛО. Но в конце разбивалась как тривиальная тарелка.
Потом этот клип почти два месяца крутился в роликах, рекламирующий крутой фестиваль агенции "Ростислав-шоу".
Первый опыт был принят нормально. И через полгода возник проект: клип "Тинди - ринди".
Песня была хитом. И ею осталась.
Визуально это было большое многоплапновое полотно.
Как-то Клипмейкер решил, что это в какой-то мере вещь веховая и ответственная. По придумкам вложил много.
Снимали в подвах ДК в Новояворовске, там же на сценических колосниках. На улицах Львова. Никакой тривиальности в моделировании сцен. Каждый раз Вика была либо монументом, либо летающей фурией, скользящим "неопознанным объектом".
Работа была сложной, тяжелой. Объем отснятого материала был громадным, с трудом поддавался систематизации. Через некоторое время понял, что тону в материале. Перемонтировал клип несколько раз. И каждый раз был недоволен результатом.
Клип был насыщенным, но чуство хаоса преследовало ко конца.
Клип был сдан. Прожил свою короткую жизнь...
Это был 1992 год. Осень. Агенция "Ростислав - шоу" шла к краху.
В момент Вика из рок-символа страны (это было "заявлено" на фестивале который организовало Агенция) оказалась в самом начале. Без контрактов, без денег. Надо было начинать-продолжать.
Вновь гастролировать по городам и весям.
На одном из концертов был снят киноматериал ставший андеграундным фильмом "Вика".
Потом у Вики были концертный тур по Америке. Вернулась, ее все раздражало накапливалась ненависть к бессмысленности своего дальнейшего существования в шоу-пространстве это страны... И из другой поездки она не вернулась.
Там и живет с сыном. Муж - Владимир Бебешко - через несколько лет закрыл все дела во Львове и перебрался в Киев. Там осели многие из друзей-партнеров по цеху. Там у него студия звукозаписи. Ваяет что-то коммерческое...
Клипмейкер его не видит с тех пор.
Не пересекаются их "темы".
Studio Clipmaker. Віка Врадії "ВІКА" фильм (1992)
Комментарии: * После огромного количества музыкального мусора сегодня и довольно однообразных клипов,это - просто шедевр. И песня,и клип демонстрируют печаль или,может, легкое отчаяние,но как-то все просто и сложно одновременно...
Про Вику я много читала,видела ее интервью. Удивилась,узнав,что она принимала участие в написании песен (или песни?) к фильму "Выше радуги"! Кажется, с Боярским они что-то писали. Вика - интересная личность, неординарная. Сейчас как-то все измельчались... (Дарья Ж.)
* ...очень конечно жаль что дух Львовского музыкального протеста не имел своего развития и жизни.....
Фактически Вика и Браты Гадюкины до сих пор остаются номерами один или полтора украинском!!! роке и альтернативе....
сейчас времена не те....есть все возможности, но кризис идей... Любой школьник может писать музыку на компе, потому наверное и от количества второсортного "цанькания" и губится где-то именно то, что стоит внимания..... (Vlodko)
P.S. Те времена и наши разделяет целая эпоха (почти двадцать лет). Боярский это даже третья эпоха. Клипмейкер видел студийные записи песен Вики того периода - это был очень гламурный манерный образ. Не обладая исключительными внешними данными, Вика в новые времена начала делать свой образ от обратного. Этакой "плохой девчонки". Но на каком-то этапе поняла - у такого образа нет долгой жизни. Либо попса, либо... в никуда.
Все равно ее проект не мог быть долгоживущим. Для больших рок-проектов (да еще украиноязычных) Украина слишком маленькая страна. Задохнулись бы без денег фанатов. А где их взять в стране на три-четверти русскоязычной и на 90% воспитаной советской эстрадой (попсой)...