Вообще-то Покальчук писатель.
Насколько хороший не мне судить. Его проза - это проза авантюрного романа. Герои ищут приключений, но скорее сама жизнь находит наших героев и протягивает их через испытание войной, жизненными катаклизмами.
Последние романы - исторические.
Так как слишком я близко знаком с ним, посему не буду распространяться о его авантюрных склонностях, о колоритности его характера. Чего, а это у него хватает.
Летом 2003 года состоялся проект "Є" ДЖОНА СУКа. Одним из участников проекта был Юрий Покальчук.
Так как петь он не умел, то Джон еще ранее, в проекте "Огни большого города", придумал ему форму взаимоотношений музыки и текста. Покальчук не пел, он проговаривал текст. И это иногда "справляло враження". У Покальчука был густой мощный бас, он довлел над всем окружением и чего не хватало, так это музыкального обрамления.
Вот проект "Огней..." и был тем самым обрамлением.
К такому загибу известного писателя относились с определенной долей иронии. Этот проект не был попсовым, но и на качественный АРТ тоже не вытягивал - уж очень Юрий туговат на музыкальный слух. Тем не менее проект прокатился по подмосткам джазового фестиваля, регулярно высовывался в "Ляльке". И вот кусочек его трансформировался в тексты для Русланы и совместное пение на концерте-премьере "Проекта "Є".
Да - это был звездный час. Такой накал страстей, эмоций. Легкая гутаперчивая Руслана мячиком скакала по сцене. И это заводило Юрия..., но года... Как ему хотелось вслед за Русланой так легко парить в прыжке-полете...
Ан нет, но его лицо источало эмоции восторга. Да, он был там, он летал...
На этом концерте использовали видеоклипы, специально снятые на каждую из музыкальных пьес. Так как съемки протекали в чрезвычайно экстремальных условиях, одним из факторов которых - отсутствие времени.
Через съемки прошли те исполнители, которые обитали во Львове. Я даже и не пытался достать "звезд", живущих за пределами города. Не было времени согласовывать съемки с планами "звезд" и постраиваться под их график...
Я пошел другим путем: со многими я работал во времена их Начала и поэтому использовал свой архив.
Юрий Покальчук "Я ТЕБЕ НЕ ЛЮБЛЮ " (2003)
Я снимал и монтировал днем и ночью. Времени было в обрез - я только за месяц до концерта получил фонограммы альбома.
За месяц я сделал тринадцать клипов к проекту.
Клип на хит Покальчука - Русланы "ГОТЕЛИ" был снят в один день. Снялась в ней одна из самых моих любимых актрис Наталия З. Никаких "звезд" типа Покальчука или Русланы не предполагалось. Покальчук болтался в Киеве - "вне досяжности...". Со звездами уровня Русланы стараюсь на связываться - даже в таких проектах, где за них платят другие, они начинают "ломать" режиссеров, выстраивая образ, сюжет под свое видение. Мне это как-то ни к чему. За свои деньги (вернее их отсутствие) иметь еще и менингит... Зачем?
Утром в день Х, когда должен был состоятся концерт, Покальчук сидел на сцене. Вокруг разворачивался процесс прогона-репетиции. Музыканты настраивали технику. Доделывали декорации сцены. У меня был свой фронт работы: разворачивали видеопроектор на экран, ставили камеру и подсоединяли к видеопульту...
Все это было чрезвычайно важной составляющей проекта: мы должны были формировать эмоции зала клипами под музыку групп, кроме этого на экран выкидывалось в реальном времени сьемки Закулисья. Специально для этого выстроили декорации арт-кафе: столики, барная стойка, кофе, коньяк.
И все это на сцене - в глубине, закрытой от зрителя полупрозрачными занавесями...
Покальчук сидел, делать ему было нечего. Увидев меня загудел, буд-то и не ко мне обращаясь: "Тут некоторые совсем охренели. Совсем обижают других... Они ведь тоже хотят поиграть в кино. Нет так не должно остаться. Я думаю надо подумать и повторить. Но этот поезд уже ушел. И надо построить другой. Ты слышишь Клипмейкер..."
"Слышу, слышу" - только и отвечал на жгучую тоску-обиду Метра.
Собственно так была сделана "Заявка" на клип для Покальчука.
Через месяц, в очередной приезд Покальчук продемонстрировал музыкальную пьесу, сочиненную для него Джоном.
Студия "Стріх" где работал Джон обитала в самом центре города, под крышей старого здания. По-моему нигде так не чувствуешь себя "по андерграндовому" уютно как там. Чтобы зайти на студию, надо идти, как в старых замках, полускрытыми тайными ходами, внутренними лестницами, о существовании которых даже не подозреваешь... Там в очень тесной каморке-студии обитают Джон и его друзья.
Покальчук постояный обитатель этого творческого "середовища". Там мне и скинули на диск правленный шлягер "Я тебе не люблю"
Это все про любовь.... А о чем еще может говорить Покальчук. Женщины в его жизни явление необыкновенное и он готов на эту тему говорить много и по разному. Хотя в личной жизни не получилось семьи... Со всеми дружит, но продолжить отношения...
Сентябрь 2003 года. Киев. Кафе в центре города.
Кафе небольшое, уже заеложенное временем и посетителями. Готовиться к ремонту. Его осматривает Влодко Кауфман - художник с "Дзиги". Оговаривает последние пожелания владельца. А мы сидим присматриваем кафе как будущую сьемочную площадку. Дизайн кафе вполне случайный: такой, каким лепили сотнями в середине 90-тых в маленьких наспех приспособленных подвалах. Тогда народ валил валом в эти очаги нового времени. Сейчас, пообветшав они не привлекают более пипл.
Каждое кафе теперь старается найти эксклюзив. Это либо немерянные деньги, вложенные в супердизайн из суперматериалов. И тогда там только крутые... Другие пытаються при удаче заиметь ФИШКУ, привлекающую к ним посетителей.
Фишкой этого кафе был Покальчук.
Это было его киевское АРТ-кафе. Конечно он ни в какое сравнение не шел с львовскими кафе. Там это было действительно тусовочное место где встречались, общались литераторы, художники, музыканты, актеры. Зайдите в Дзиговскую "Клепсидру" или в кафе под театром "Курбаса", или в "Синю пляшку" на улице Руській. Процент творческих людей на количество посетителей приближаеться к ста...
В Киеве... сами понимаете, жлобья больше. Покальчук и так выглядевший мощно, в этом кафе выглядел ЯВЛЕНИЕМ.
Итак кафе с постсоветским дизайном был выбран в качестве съемочной площадки. С сюжетом как всегда... кроме голой идеи ничего не было. А идея... - три женщины и он, Юрий, в неком треугольнике отношений...
Н-да, задача была не легких. Как это толжно выглядеть. В каких движениях, взглядах, поступках наконец. Ведь должна существовать драма, или комедия или... что?
- Ну ты же режиссер. Придумай.
- Ну а актрисы, они как посвященны в детали, что знают? Они готовы... на все...
- За них не беспокойся.
Я импровизировал на ходу, придумавая историю взаимоотношений двух героев.
И каждая история не должна повторять предыдущую. Мне удалось это.
Но работой я не доволен. Все же невыстоенность непродуманность сюжета. Существование случайных кадров. Которые были сняты потому, что в момент сьемок что-то показалось... А в монтаже... не из чего было выбирать.
Снимали один день. При нормальных расскладах каждому сюжету выделить бы свой съемочный день, придумать другой мир обитания. Я же всех вогнал в один интерьер...
Не получилось качественного кино. Хотя потенциал был - актеры: все колоритные личности... Побольше бы времени, побольше бы денег на проект...
Музыкальный проект "Вогнi Великого мiста"
Покальчук & Джон (Олег) Bass
Запись в кафе "Лялька"
01.07.2002 (фрагмент)
P.S. Осенью 10 сентября 2008 года Юрий не стало. Ему было 67 лет. Печально.
Он был большим жизнелюбом. Любил поесть, выпить. Приезжая во Львов, приходил в кафе под театром Курбаса. Оккупировали большой стол. Крутилось колесо разговоров. Здесь было два шага до студии Джона, где Покальчук ваял свои музыкальные проекты.
Обычо приезжал он на своем авто с нанятым шофером. Потом в Киеве попал в аварию и машины лишился - разбил.
Клипмейкер, уехав со Львова в 2004, потерял с ним контакт.