Самому пройти в офис группы невозможно. И если бы я не имел прогулки как специально приглашенный, никогда бы не нашел. Узкими длинными коридорами в палаці Хоткевича можно кружить долго.
Мы сидим в большой светлой комнате. Вполне обжитой за столько лет существования офиса. Вполне уютно и функционально. За окном широкая панорама на железнодорожное полотно, рассекающее пополам весь Львов. Не очень уютное соседство. Тем более если учесть, что поезда идут вровень с окнами офиса расположенного на третьем этаже.
За бортом - апрель 2007 года. Еще не жарко, но весна уже вот-вот превратиться в лето.
- Будете чай или кофе? - спросил Роман Климовский - продюсер формации, предваряя разговор. Все переговоры о совместных проектах веду с ним.
Знаю его с начала девяностых. Тогда он в "Дзиге" продюсировал разные арт-проекты. Кажется одно время он занимался "Мертвим півнем".
Перелистывая дневники тех времен...
25.11.1994 ...следующий проект: четыре музыкальные пьесы группы "Піккардійська терція", объединенные общим сюжетом в фильм. Тогда я серьезно готовил этот проект на уровне сценария. Приближалось Різдво и руководители проекта желали выстрелить необычным форматом в праздничном эфире. Для меня этот фильм показался очень интересным как возможность раздвинуть пространство музыкального клипа и превратить в более масштабную вещь - в кинематографическую историю.
Тогда я впервые прочел несравненную "Имя розы" Умберто Эко и, под впечатлением от прочитаного, наваял нечто, связанное со средневековьем, монастырскими библиотеками, монахами-бенедиктинцами.
Были выбраны пьесы: "Ой ладо, ладо..." (5.10), "Нова радість стала" (4.45), "Тиха ніч" (3.45), "День св. Валентина" (розспів) (2.40)
Все затевалось очень серьезно. Были определены съемочные площадки: монастырь Бенедиктинцев, трапезная, кухня с очагом, скрипторий монастырской библиотеки...
Были прописаны сюжеты трех клипов... И...
30.12.1994 (из дневника) "В этот день Роман Климовский пригласил меня на встречу и... забыл о ней. Но мы все же встретились. С печалью он сообщил о приостановлении проекта: проблема со спонсорскими деньгами. Но в 95 году еще вернемся к этому... За сценарий заплатили..."
Встретились через месяц, но по другому поводу: Роман познакомил с руководителем творческого объединения Центр Европы. Так началась эпопея с телепрограммой "Modus vivendi".
Условия творческого самовыражения были идеальными: полный карт-бланш на творческие измышлизмы. Единственный критерий: чтобы было профессионально сделано, чтобы отвечало идеологии Дзиги, занявшую определенную нишу в творческом пространстве Львова. И связано это с открытием новых имен, альтернативных художественных тенденций. Короче авангард, андерграунд и прочие направления ранее напрочь отсутствующие в нашей жизни.
Концепцию программы формировал на ходу путем проб и ошибок. Разговор вести вокруг творчества музыкантов, художников, писателей.
Первым объектом пилотной версии по горячим следам стала "Піккардійська терція".
Съемочной площадкой стал офис Дзиги. Тогда он находился в Пороховій вежі. На втором этаже. Полукруглые стены, увешанные странными картинами. Глубокие ниши оконных проемов. Зданию около пятисот лет и аура средневековья впечатляла.
Видеокартинка получиалсь неплохая. Группа отстебалась по полной, иллюстрируя прикольными танцами свои песни. Для интервью использовали окна-бойницы. Резкое фронтальное освещение лиц, фигур добавило загадочности и средневековой суровости.
Я сформулировал концепцию телепрограммы: "Мы создаем не реальность нашим фильмом, а очередной миф. Все равно завтра вы будете другими, мир изменится. Поэтому приветствуется стеб, ирония, насмешка над серьезностью осмысления процессов в творчестве. Ведь по большому счету никто внятно не может обьяснит почему получился такой "Творчій доробок". Вот получился и все тут... Посему - очередной миф, оно же - самодостаточный проект со своей аурой."
Многие, типа Богуцкого, вполне серьезно восприняли сюжет как серьезную заявку на некое концептуальное осмысление своего творчества и пытались добавить свое "фе".
Была использована пьеса "Сумна я була".
Studio Clipmaker. Піккардійська терція (концерт в Ляльке)
"Нам 10 лет" (2003).
Монолог от Автора для сюжета о группе
(вариант - из дневника (2.03.1995):
"Два з половиною літа як вони існують. І ніби тільки вчора ввійшли в то коло існування, де в них вп'яли здивованні очи обивателів.
Що це, навіщо це? І чому таке незвичне... не наслідування традицій, а скок у... даже не вгадаєшь куди.
Тільки там - вони такі самотні у своєму музичному збоченстві.
Якесь принципове не прийняття серьозного апокаліптичного погляду на наше буття.
Усе так похмуро навкруги. Розлита туга та зубожіння. А вони як метелики збирають пил з квітів, що виросли у садку української старовини.
Їх шестеро, переконаних що у них є вивих, що вони відрізняються від своїх соплемінників. Але не тужать за цим: творче збоченство не самий великий гріх на планеті Земля."
Не уверен, что именно этот вариант текста от Автора прозвучал в фильме. Все таки я не силен в украинской речи. Но у меня был классный редактор (она же озвучивала текст) Мария. Просто блестящий редактор, тележурналист. Через год она выиграла некий конкурс и укатила в Киев делать карьеру. Она правила тексты и они звучали неким философским контрапуктом, обрамляя элегантной оправой размышлизмы героев программы...
Потом начались просмотры, обсуждения пилотной версии. Показывал многим. И выслушал всякое...
Из дневника (18.03.95):
"Разборки - посиделки с Богуцким"
(справка: Александр Богуцкий в нынешние времена позицирует себя как "Генеральный директор канала ICTV")
Тогда он был плодовитым журналистом, гонявшим по многочисленым проектам. Его обзоры музыкальных событий печатались во многих газетах. Тем и был известен. Уже в 1994 впервые стал ведущим фестиваля „Таврійські ігри” (возглавил пресс-центр).
Он устроил своеобразный искусствоведческий разбор программы. Тогда это меня очень прикололо
" - Піккардійска терція - коммерческая, невысокого качества штучка. Сделана на сомнительной идее новых аранжировок народных песен. В своем жанре это продукт вторичен и очень далек от лидеров жанра."
Блин. Меня тогда достал менторский тон Александра. Взявшегося вдруг выставлять искусствоведческие оценки в ситуации, когда само существование любого творческого проекта сопряжено с убийственным самоотречением. Выживало лишь то, что продавалось на корню полумафиозным структурам шоу-бизнеса, либо за счет самосожения в творчестве.
Богуцкий менторствовал, буд-то существовали обыкновенные времена, существовали работающие структуры и оставалось лишь исполнять творческие фантазии. И основные претензии именно к попсовости проекта, к несерьезности разговора вокруг Украинства, недостаточной авангардовости и новизны.
Конечно Александр ошибся. Группа уцелела и превратилась в то, о чем говорили в программе: "Ми хочемо бути "клясіками" української естради".
И стали такими, пройдя тот самый путь "самосожжения в творчестве".
В отличии от Богуцкого, ставшим ярким, талантливым носителем ангажированного коммерческого формата. Удачно продав свое перо, стал делателем ярких коммерческих поделок. Но при чем тут искусство?
Формация вращалась и вращается "со страшной силой" чтобы выстоять, уцелеть и работать в тех условиях которые считают для себя комфортными. И они не отказались от себя, от своих идей.
Им гораздо сложнее. У них нет телевизионного пиара и бренда, привязанного к популярному фестивалю. Но и нет фальши - их творчество предметно.
Ими можно восхищаться или пройти равнодушно (мол неформат). Но оно останется навсегда. И все благодаря собственной неуемной энергии, собственной страсти и любви к тому, что делают.
Ответная волна благодарности уже омывает их сердца. Остается только не сворачивать, не останавливаться в самодовольстве...
Сюжет внутри обоймы из десяти других программ прокатался по УТ-1. Потом мастер-кассета исчезла в недрах киевских телестудий. И остается лишь сожалеть еще об одной потере на этом длинном, длинном пути под названием Жизнь.
Дежа вю.......................
За бортом - апрель 2007 года. Еще не жарко, но весна уже вот-вот превратиться в лето
- Будете чай или кофе? - спросил Роман Климовский - менеджер, продюсер формации предваряя серьезный разговор.
- Только вот вернулись из Польши. Завтра еду в Киев, утрясать текущие дела. И вообще... Ведь ситуация все такая же мерзкая. Польша уже платит за использование наших песен в тамошних проектах. Гроши конечно, но важен сам принцип. А у нас все то же: пиратство и воровство. Жить с тиражей невозможно, Телевизионщики, имея свою обойму раскрученных, с остальных тянут деньги. Уже все определилось в систему и железобетонно устаканилось. Поэтому сделать дорогой клип это здорово, но что с ним делать?
Мы ведь все тот же неформат для радиостанций. С каждого альбома вычленяем шлягеры и я рассылаю им. И что...? Все уходит в никуда.
Заграница нас спасает. Много гастролируем там. Но клип нужен. Нужен...
К сожалению Клипмейкер слышит это не первый год. И все вязнет в долгострое.
Во всем остальном группа очень даже активна. Любая заметная арт-акция во Львове не обходится без их участия. И не обязательно это может исполнение собственных песен. Просто им интересна творческая жизнь города и они живо ею интересуются. Вот это тотальное присутствие в физическом пространстве и помогает устоят им как творческим людям.
Из дневника: 14 мая 1995 год
Меня позвали на непонятную акцию Влодка Кауфмана. Она проходила в небольшом дворике-мастеркой художника Емануила Миська. Я разворачивал освещение смутно представляя, что затеял Влодко и что я буду снимать. И как обычно искал креатив во всем, что было вокруг. А вот и парни с "Терции". Что они умеют? Да петь...
- Давайте парни вот сюда в этот сарайчик, станьте здесь и спойте какую-нибудь фразу из своих....
Без проблем и комплексов стали и я снял несколько кадров. Потом в фильме "про Кауфмана" они прекрасно уложились абсурдным прологом абсурдного действа выстроенного Влодко.
Эта готовность всегда в любой момент участвовать в интересном проекте делало их легкими на общение, на подъем.
Studio Clipmaker.
Піккардійська терція (в проекте "Є") "Діва Обіда " (2003)
Клип к проекту "Є" Джона СУКа стал единственным нашим совместным проектом такого жанра. И состоялся как и весь проект - спонтанно. Я напросился на запись песни в студию. Она находилась на телестудии на Высоком Замке.
Веселая нарванность записи удивляла по хорошему. В небольшом темном тон-зала у микрофона работали отдельные участники группы. Шла запись каждого отдельного человека. Дональд "вытанцовывал" у стеклянной стены, отделяющей тон-студию от пульта звукорежиссера. Наблюдать за мимикой, за бесконечными нервными взмахами рук было прикольно. Казалось - тянет тяжкий воз...
Но работа в радость. За каждым удачно записанным фрагментом вспеск эмоций. Остальная команда тоже в веселье. Тогда подумал - насколько все-таки классно работать командой. Как подогревается энтузиазм и креатив так и прет...
Фрагменты съемок так и не использовал в клипе. Это была чистая документалистика.
Клип все же другой природы. По крайнер мере тот, что делал тогда я.
Герои моих работ люди не живут "прозой жизни", то есть не совершают простых действий. Сюжеты я обрамляю атмосферой многозначительности происходящего и многовекторности