Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

Скрябiн и клипы от Зайковского

 
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского
Скрябін и видеоклип зайковского

Cоздание клипа

Архив Клипмейкера

Две жизни клипа "TRAIN"

Чем-то меня эта музыка задела.
Я прослушивал песни очередного альбома, переданого мне Ростиком. Искал "киношный" музон. То есть тот, в котором присутствуют эмоции. Страх, преследование, плач, смех - в хорошей музыке это слышишь.

Такой выразительной атмосферой обладал "TRAIN": густой бас барабана, тревожная атмофера пути, отчаяние сумерек городских кварталов. Своеобразный городской романс навыворот...

Зима 1993 - 1994 годов - тусклое межвременье. 
Осенью стремительно развалилась "Ростислав-шоу".
Группа "Скрябін" осталась без аппаратов и без перспектив. Возвращаться назад на "Студию Лева", откуда ушли, громко хлопнув дверью..?

"Студія Лева" в лице Игоря Критовича лепила из музыкантов "матрешку", исходя из неких собственных соображений о фигуре ПОП-исполнителя. Из проекта "Скрябін" он собирался вычленить самое удачное - образ Андрея - Кіла. Остальных... - смыть в унитаз. Андрей тогда купился, подписал совершенно кабальный контракт, продав себя с потрохами лет на десять... И запел свой первый поп-шлягер "На даху добре"
"Блин, какая гадость эта заливная рыба..."

Поэтому когда подвернулась "Ростислав-шоу", с совершенно прикольными отношениями, группа ушла.
Получив кайф от свободного полета, вряд-ли захочется назад на РАБоту. 
И после развала агенции Ростик засобирался в Москву, а Кузьма продав в Германии "Победу", подумывал зарабатывать перегоном подобного антиквариата...
Всем было хреново...

Клип "TRAIN" 1994

Была зима, был хаос в голове и неустроенность в быту...
Я приступал к планированию съемок... 
Какой там сценарий... Есть вот новая камера, есть желание опробовать в небольшом проекте...

"...Короче, завтра снимаем. Светильники сюда, вот здесь поставим щиты с белым фоном, оставшиеся после спектакля и притащите что-нибудь... из чего можно делать дым перед камерой. 
И... никого завтра не ждем: кто опоздает, тот не попадет в фильм. Что снимать - буду обьяснять завтра... Просто крупные планы, просто слова которые проговаривает Андрей... Короче, все завтра. Не морочьте мне голову - она думает о другом, а не о вашем дурацком клипе.

За год до этого снимали в подобных условиях "Коридор хористів". И опять зима и те же заеложенные стены подвала. Как не повториться...

И все же получилось другое кино. 
Игра на контрасте черного и белого. Усиление звукового ритма акцентами в монтаже. Впервые Кузьма проговаривает в моем клипе слова песни...
Монтировать я начал через месяц, когда подвернулся монтажный магнитофон на халяву... Бедность была крайняя. Все видеостудии, построенные мною были разорены. Без монтажного контролера, тыкая одним пальцем в кнопки убогого праграммирования, подгонял "говорящую" голову Кузьмы под фонограмму.

Была поздняя весна 1994 года. Ростик угнал в Москву, Кузьма бегал по Германиям.
Клип они увидели через год, будучи уже холодными и непомнящими. 
Это был четвертый клип для группы, это был последний клип, снятый на кинопленку ...

Прошло два года.
Середина 1995 года. У меня "благополучно" заваливался проект телепрограммы "MODYS VIVENDI": недостаточное финансирование вело к краху отношения с Творческим Обьединением - заказчиком телепрограммы... Одна из серий была посвящена "Скрябіну".

Николай Невмержицкий, один из лучших мультипликаторов Львовщины, однажды появился на студии и внимательно просмотрел все, что я тогда наваял. Тогда он одним из первых поставил компьютерную видеомонтажную машину. Собирал команду. Никто не знал как работать с программным чудом - Adobe Premiere версия 3.07. Не знал как работать с компьютером "Mac".
За полгода "Мас" освоили и пошли ваять проекты.

Одним из них определили как музыкальный клип известной группы, дабы с ее премьерой-показом выйти на киевский шоу-рынок.
Выбор Николая пал на клип "TRAIN". Использовал за основу видеоряд оригинала и перемонтировал, используя новые компьютерные технологии.

То что его команда сделала с клипом, мне не очень нравилось - компьютерные раскрашенные картинки с грубой демонстрацией спецэфектов программы. 
Но пусть уж лучше так, чем никак - у первой версии "TRAIN" вообще не было никакой прокатной судьбы, ее никто не видел.

Осенью 1995 года открыло свое вещание в телеэфире "Территория А" - первая телепрограмма, построенная на стилистике популярной MTV - видеоклипы переложенные трепом ведущей. 
Видеоклип в момент превратился в важный и востребованный продукт. Неразборчивость творческой команды программы привело к появлению огромного количества халтуры на экране. Над программой посмеивались, а через четыре года она благополучно вымерла, похоронив надежды поп-звездочек на легкий путь на центральные телеканалы...
Но в конце 1995 года это была серьезная заявка на новый формат.

Клип "Скрябіна" "TRAIN" был размещен в программе с подачи Николая Невмержицкого в конце 1995. Клип побил все рекорды, продержавшись на первых местах рейтинга чуть ли не месяц.
Я считаю - именно тогда началась всеукраинская известность группы.

Кузьма с сотоварищами не упоминают в своих интервью об этом эпизоде. Все было сделано за них. Без них спорили о концепции, монтировали и перемонтировали, размещали в эфире...
И когда эфир пошел, когда там чего-то происходило... Николай даже формального спасибо не услышал.
Так и промелькнул этот эпизод и отзвуки были печальны и глухи...
Этот опыт отбил надолго у Николая охоту сотрудничать со "звездами"

Владимир Зайковский