Скоро двадцать лет со дня создания фильма.
В наши дни когда так легко снимать на видеокамеру, огромное количество видеофильмов снимаются и выставляются в интернете. Для большинства снимающих - проблема в качественном воплощении своего авторского замысла.
Эта проблема останется навсегда. И количество никогда не перейдет качество. Все тот же закон - будут смотреть и восхищаться всего лишь двадцатью процентами вышедшего "на экран" кино.
Впрочем не о большом кинематографе идет речь.
Фильм "Пункт наблюдения" - короткометражное игровое кино, созданное при минимальном финансировании группой энтузиастов. Фильм побродил по фестивалям паралельного кино в начале 90-х и успокоился в архивах своего времени.
Цель данного рассказа - познакомить читателя с процессом создания фильма.
Для ищущих информацию о том как сделать.
Кино малобюджетное, но с яркой авторской составляющей - это как раз оно.
1990 год - времена давние, но исскуство делания кино не зависит от времени его сотворения. Кино либо есть, либо нет. Могут устареть технологии, но организационные и психологические проблемы все те же.
В том году Автор фильма возглавлял одну из учебных групп при Кинолаборатории Львова. Это были ежегодные курсы кинолюбителей длившиеся несколько месяцев и заканчивающиеся своеобразным выпуском - фильмом сделанной группой. Курсы были платными. Существовала программа курсов. В ней были рассписанны учебные часы по теории создания кинофильма и практические занятия по овладению искусством сценариста, оператора, режиссера, монтажера.
Времена были советские. Основной контингент "слушателей" курсов - работники промышленных предприятий, студенты. Те кого можно назвать жителями техногенной цивилизации. Все были прекрасно знакомы с техникой быта и производства. Но в качестве потребителей и эксплуатационников. И участие в курсах интуитивно связывали с попыткой нащупать свой Авторский путь, связанный с творчеством.
Понятно, что вряд ли теория и практика по сотворению еще одного технологического продукта их заинтересует. С этим они были знакомы на своих заводах, проектных организациях, учебных аудиториях университетов.
Свое Я в этом мире, уникальность своего естества запечатленное в некую уникальную форму - вот что было наиболее привлекательным в попытке научиться "делать кино".
Поэтому на первый занятиях Автор уже видел группу скептиков, которые прекрасно "знали" как существует Кино, "знали" как оно делается и основное за чем они пришли - подтвердить еще раз свои догадки о этих знаниях.
Поэтому через некоторое время группы распадались - участники процесса убеждались, что ничего нового они не могут подчерпнуть из этого в общем-то знакомого процесса.
Автор сразу для себя отмел необходимость выстраивать учебных процесс как обучение некой технологии.
Зачем. На предмет теории - написаны много прекрасных книг и найти их не составляет труда.
Автор сформулироавл для себя свою свехзадачу - делаю Авторское кино с помощью слушателей курса. Так сразу из скучного заробитчанского проекта, коими являлись Курсы, учебный процесс превращался в увлекательное путешествие в мир "делания кино".
Курсы начались в апреле месяце - холодный месяц в нашем Львове.
Для начала я закинул слушателям необходимость написания сценария фильма. Автор точно знал, что качественного результата ждать не придется - не способны люди пришедшие учиться азам профессии генерировать что-то путное.
Зато был мотив заявить на следущих занятиях, что если не получается у вас - давайте попробуем вот мой "сюжетец".
На самом деле это был далеко не "сюжетец". Сценарий будущего фильма - давно вынашивамый замысел.
Видение фильма как режиссерского сценария оформился на самих курсах, когда познакомился со слушателями, посмотрел на них как на будущих актеров фильма.
Слушатели вряд-ли предпологали, что Автора в первую очередь они были интерсны как актеры. Но я знал - предложение реализовать себя в качестве актера - это самое лучшее, что можно им предложить в таком проекте.
Из чего родился сюжет фильма?
В конце 90-х в нашей жизни накапливались новые явления. "Перестройка" вывалила на людей целую кучу негативной информации по истории страны. Входила в жизнь людей "свобода" делать "что хочешь". Жизнь приобретала черты войны всех против всех.
Возможности ухватить от жизни свой кусок становилось все больше, но и больше ставало возможностей быть перееханым катком этой переполненной криминальными отношениями жизнью.
Обычный фотограф став участником-очевидцем не очень понятных для него (и для зрителя) криминальных отношений стал жертвой их.
Таков вкратце сюжет.
Ничего нового. Сюжетов на подобную тему огромное количество как в жизни так и в кино. Главное - найти свои язык рассказа, создать свою атмосферу повествования.
У нас были ограничения - не было возможности создавать фильм с прямыми диалогами героев. Не было технологической базы. Но это не помешало создать адекватную атмосферу действа.
Съемки уложили в четыре-пять съемочных дней.
Атмосфера криминализации общества созданная в фильме, нашло свое подтверждение в процессе съемок.
Когда снимали возле Гостиницы, нашей группой начали интересоваться некие люди. Чтобы избежать непонятных разборок неизвестно с кем, вынуждены были срочно сворачиваться и исчезать. Благо у нас был автомобиль. Нас пытались преследовать, но мы как-то удачно потерялись в автомобильном потоке.
В мае фильм был закончен, была устроена премьера. "Курсанты" получили свои дипломы об окончании курсов. Фильм потом года два катался по фестивалям...
Сейчас это память о том времени, атмосфере. И для участников процесса - великолепная память о себе. Думаю это самое ценое в таком проекте.
Статья не закончена. Хотелось бы назвать всех участников проекта. Если кто-то из "своих" зайдет сюда напишите Автору. Ему бы хотелось вспомнить всех поименно. Из-за погибшего архива, нет возможности это сделать.
Владимир Зайковский
| 2009 |