Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

 


Создание фильма
(короткий метр)

Фильмы "Вавилон 20" и "Художник Лыков".

Разговор о технологиях. Часть 1.

Эти два фильма во времени разделяют тринадцать лет. При соизмеримом творческом результате, применялись совершенно разные технологии. В видеопроизводстве за этот недолгий временной отрезок произошла технологическая революция.

Сохранились лишь принципы работы оператора. Они примерно такие как и десять, как пятдесят лет назад. Съемочная техника поменялась. Но для режиссера и особено монтажера современная эпоха кардинально изменила принципы работы. В чем-то существенно облегчило жизнь. Но самое главное - увеличились скорости видеопроизводства. Это естественно повысило ответственность - принимать решения приходиться быстро.

Но креатив никто не отменял. Этим инструментом приходится пользоваться чаще, что для мозгових извилин совсем не комфортно. Нет щадящего демпфера, когда непроворотливость технологий расстягивало время и позволяло расслабиться, передохнуть и помечтать.

Поговорим о том как это было, как есть сейчас..

"Вавилон 20" и другие приключения...

Влодко Кауфман 1995 (фильм)

Весна 1995 года. Статус Клипмейкера - режиссер видеостудии при неком Творческом Объединении. Ваяет на студии авторскую программу о арт-акциях творческого мира Львова. Никто ему не формулировал параметры программы - считали, что внутри творческого объединения он самый подготовленый и все знает. Вообще то такой подход наиболее комфортный для творческого человека. Но с точки зрения телевизионного процесса ситуация исключительная. Сейчас вряд-ли кто из телевизионных структур предоставляет такую свободу.

Но здесь присутствовал еще следущий фактор - финансирование было столь мизерным, что руководители ничем не рисковали. Получится - хорошо, не получится - спишем деньги, побежим дальше. Основные деньги были вложены в технику, в аппарат рекламной агенции.
Клипмейкеру были впрочем по-барабану все эти внутренние расклады Объединения. Он сформулировал свой гонорар за одну программу (20 минут смонтированного фильма на выходе). Был введен в штат команды, получил доступ к съемочной и монтажной технике. Оставалось только работать.

Однажды Клипмейкера проинформировали: Влодко Кауфман - ведущий арт-фигурант ТО "Дзига" затевает во дворике-мастерской одного из своих друзей-скульпторов перформанс.
Что и как там будет никто не знает. Но как шоу это должно получиться круто.
Клипмейкер прибыл на место загодя с тремя светильниками по 500 ватт каждый. С тремя штативами - две под светильники и один для камеры. Камерой формата S-VHS (М-9000). По тем временам это был формат новостийного телевизионного вещания. Не все провинциальные студии могли похвастаться такой камерой.

Центральным объектом видеосъемки был длинный стол на котором Влодко разворачивал свое действо.
Суть перформанса заключалась в следующем: из заранее приготовленых компонентов в реальном времени с соблюдением ритуалов придуманных Кауфманом, готовились "закрутки на зиму" и пища. Потом ее можно попробовать на вкус и даже съесть по желанию...
Вот такое как бы несложное действо. Вполне обыденное если бы не одно НО...
Наряду с традиционными составляющими как то яйца, молоко, рыба для "приготовления" блюд были заготовлены маслянная краска горяче-красного цвета и бумага.

Два светильника были расположены по бокам стола. Один закреплен на столе, Таким образом свет, локально сосредоточенный на столе, стал самостоятельным "игроком" в формировании визуальной картинки. И весьма существенным "игроком". Очень быстро темнело. Сгустившая тьма подчеркнула абсурдность действа, сосредоточенного в круге яркого света.

Перед съемкой основного действия Клипмейкер "обживая" съемочную площадку, попросил ребят группы "Піккардійська терція" спеть что-нибудь из своего репертура в развалинах сарая. Они это проделали легко. В результате Клипмейкер получил очень неожиданный и абсурдный Пролог своего фильма, вполне соответствовующий духу последующего повествования.

Наступил час Х.
Влодко с сотоварищами начали рулить. Разложили глиняные горшочки, вливали туда то молоко, то краску. Вбивали сырые яйца. Прогоняли через ручной ротапринт бумагу, отпечатывая некие тексты. Потом ту же бумагу пропускали через мясорубку. Мясорубка долго не выдержала такого издевательства и выбила себе переднее кольцо, режущие ножи и сетку. Но участников процесса это не остановило - процесс продолжили на том, что осталось.
Варили яйца, запресовывали в стеклянные банки, перекладывали мятой бумагой и заливали молоком. Все это закатывали под крышки.

Вот такой процесс. Камера оператора стала частью действа. Видеооператор "летал" вокруг стола, выбирал эфектные ракурсы и снимал.
Снимал в основном с рук, медленно двигаясь вдоль стола. Выбирал, чтобы между центальным объектом и камерой находилась некая деталь интерьера. Это придавало глубину мизансцене и более ярко подчеркивало движение камеры. Снимать с рук значит вступать в конфликт с плавностью движения. Короткие передвижение камеры еще можно проделать плавно. Длинный план в движении с рук плавно снять невозможно. Здесь надо либо тележка на рельсах, либо stidicam, что для обычного видеооператора это из области "фантазийных мечт".

Перформанс в разгаре.
Зрители - друзья, специалисты, масс-медия (случайных не было) все больше уходили в темень. Сгущалась тьма быстро наступающего вечера. Никто ничего не комментировал. Молча и сосредоточенно следили за процессом. Понятное дело: действие носило исключительно знаковый характер - этакое зашифрованное послание из паралельного мира. И так как языка этого мира никто не знал, все молчали, боясь ляпнуть что-то невпопад и прослыть "тупо не догоняющим". Тем более что в среде наблюдателей находилось немало крупных деятелей арт-бомонда Львова. Большинство из них сделали свою известность на скандале, на авангардных акциях.
То есть все были свои, каждый второй "инопланетянин", посему никакого абсурда. Все очень серьезно и основательно.

Акция закончилась приглашением попробовать блюда. Сам Кауфман откусил кусок взятой из горшочка рыбы пополам с краской. Скривился, выплюнул и сказал, что не понравилось. Кто то из зрителей проделал то же самое и согласился.

Клипмейкер выхватил из толпы нескольких человек и попросил прокомментировать увиденное. Сформулировал и желательною форму комментария - вместить весь "разговор" в одну фразу. Такое пожелание дало возможность отобрать из многолосья емкие, внятные формулировки. И не важно что говорили зрители... Главное, в фильме они стали контрапунктом, раздвигающим действо.

Напоследок Кауфман "помыл" руки под струей краски. Вытер белоснежным полотенцем. Поблагодарил зрителей за выдержку и понимание. Все....

Клипмейкер не ограничился видеосьемками перформанса. Решил сделать их частью более полного рассказа о Кауфмане в своей телепрограмме.

Второй съемочной площадкой было определено арт-кафе "Вавилон".
Кафе было развернуто в фое кинотеатра "Галицький центр кіномистецтва". Интерьер был придуман Кауфманом. Естественно это был не просто интерьер, а некий концепт. Основная проблема - никто не видел в интерьере "концепт". Видели "выпендрежный" интерьер с криво висящими картинами на стенах. Но картины висели не просто так. Они были повешены криво согласно концепции. И Влодко ждал соответствующей реакции: когда ему скажут - типа все Ок, но вот картины криво висят. и тогда он им скажет...

В общем все та же "игра" в поставангард.

В этих съемках была следующая проблема (ее сам себе придумал Клипмейкер): как взять "интервью" не используя традиционные подходы (камера в лоб, конкретные вопросы) ведь в результате получим косноязычное вранье. Даже при самых благоприятных раскладах человек по разному ведет себя. Одно рассказывет "для телеканала" и совсем по другому ведет себя в приватной беседе с друзьями.

Было проделанно следующее: в одной из "кабинок" кафе за столиком (на четверых) расположились Кауфман с друзьями. Все знали, что будет запись беседы под камеру. Но никаких вопросов не задается - снимается беседа в ее вольном течении. Когда оператор включает камеру и на кого наводит не видно. Камера находиться в соседней "кабинке" и снимает сквозь "шторы" из стекляных трубочек. Среди собеседников находился специально проинструктированный человек с микрофоном. Микрофон хоть и был петличный (супермалых размеров), но специально его не прятали. Главное - он не тянул на себя внимание. Кроме того этот же человек должен был контролировать течение разговоров, подводя к темам которые важны авторам фильма.

Потом из того, что было проговорено были выбраны отдельные фрагменты и использованы в фильме.

Нехудожник Кауфман в фильме Клипмейкера
Кауфман в "Вавилоне"... (1995)

МОНТАЖ
К сожалению выставленная на этой странице версия фильма "Вавилон 20" неполная. Поэтому смотреть ее без чтения комментариев не рекомендуется. Фильм смотриться как хаотичный монтаж с невнятным сюжетом. Информационная составляющая стремится к нулю: то есть невозможно понять - о чем, собственно идет речь в нем...

Весь видеоматериал был сосредоточен на касетах формата S-VHS. Видемонтажный комплекс представлял собой два полупрофессиональных магнитофона соединенных "шнурками".

Принцип монтажа назывался линейным. В отличии от нелинейного, пришедшего позднее вместе с компьютерными технологиями. Для профессионалов до сих пор существуют монтажные комплексы предназначенные для вещательного телевидения.

Вот на таком комплексе, на котором отсутствовал даже монтажный контролер, монтировался фильм. На одном магнитофоне отыскивался фрагмент который по мнению режиссера хорошо укладывался в монтируемый эпизод. Программировались магнитофоны, включался механизм перезаписи. Эпизод вписывался в монтажную версию.

Такой процесс был медленным, скучным, "веселящим" разве что режиссера, которому приходилось со страшной силой появлять креатив. Сам фильм монтировался в клиповой манере. Музыка была доминирующей. Прописывался фрагмент музыкальной фонограммы, потом "сверху" ложились видеокадры. Поразмысить, перебрать варианты были недопустимой роскошью в процессе монтажа. Поэтому режиссер прежде чем идти на чистовой монтаж, просматривал и не один раз матерал. Прописывал на бумаге покадрово с отметками временной шкалы (начало, конец эпизода) весь отснятый материал. Потом согласно ранее придуманному сценарию материал рассписывается в монтажный лист. С ним режиссер идет на чистовой монтаж.

На студии есть специалист по монтажу, который потом это все собирает в фильм. Естественно в присутвии режиссера. По ходу монтажа неизбежны корректировки. Какие-то кадры выпадают по причине их кинематографической невыразительности или диссонируют с общим смыслом эпизода. Их надо заменить. Этим и командует режиссер.

Что по конкретному фильму, то монтаж осуществлялся как чередование агресивного стремительно ритма (пьеса от Воплей Видоплясова) и медленной "лирической" части. Такой стиль позволял чередовать фрагменты построенный коротких кадрах, смонтированных встык, с плавными медленными панорамами и наездами (отъездами) камеры с монтажными переходами а-ля "вытеснение". Сюжетно мотивированные вставки из разговоров героев фильма.

Весь фильм в два съемочных дня был сделан за 15 дней. Монтажный цикл - это пять-семь дней предмонтажных "осмыслений", черновых прикидок и три дня чистового монтажа.

Далее - о создании фильма "Художник Лыков" 2008 года.

Владимир Зайковский