Главная

Записки фильммейкера

Создание клипа

Практика - съемка/монтаж

 


Создание фильма
(короткий метр)

Фильмы "Вавилон 20" и "Художник Лыков".

Разговор о технологиях. Часть 2.

В части 1 Автор подробно остановился на производственном цикле фильма "Вавилон 20". Тогда это было довольно большое кинематографическое путешествие.

Было много общения с людьми, на сьемочных площадках камера была активным участником событий не только чисто кинематографических, но и арт-процессов (видеокамера - как объект перформанса - так она закрепилась в памяти зрителей на акции Кауфмана).

Изменения технологий в съемочной технике привели к тому, что камеры стали маленькими. Им не надо было мощное специальное освещение. Оно стало продолжением руки уже не оператора, а просто наблюдателя. Все вместе создает своеобразный прецедент - хороший видеоматериал может снять любой человек. Естественно если ответственно подходит к процессу съемки.

"Художник Лыков" - короткое приключение...

Зима 2008 года. В Одессе она была малоснежной и теплой. На фирме с которой сотрудничает Клипмейкер поделились новостью - их приглашают на выставку популярного художника. С ним у них давние дружеские связи.

Клипмейкер, что называется, напросился на открытие. Художника он не знал. Но у него был богатый опыт работы на подобных мероприятиях. Поэтому не испытывал никакого дискомфорта.

Уже темнело когда он высадился у стеклянного куба "Садов Победы" - огромного гипермаркета с гламурными бутиками внутри. Вход ему пришлось поискать. Основной вход был ориентирован на автомобилистов. Под комплексом находилась парковка, оттуда вверх медленно двигались ступени экскалатора.

Клипмейкер вошел с другой стороны. В руках у него была маленька камера формата DV. Все что он видел уже нравилось - огромный холл с мотоциклом посередине. Отгороженый на пятачке символическими подвесками, как в музее. Мало каменных стен и много стеклянных. Негромкая музыка в стиле восточных медитаций, почти нет людей. Тихо двигаются вверх экскалаторы, свет неизвестно откуда льющийся. Словом инопланетность дизайна несомненная. Для людей обитающим в Европах это конечно никак не впечатляет. Но в отечественных реалиях сие воспринимается инопланетными островами.

Художник Лыков (фильм)

Выставка была развернута на четвертом уровне. Весь этаж был отдан под медиацентр. Там был огромный концертный зал (афиши обещали в скором времени встречу с группой Мумий Тролль). Так что статус заведения был далеко выше среднего.

Пока Клипмейкер поднимался на нужный этаж, он отснять до пяти минут материала.
Нет, он не держал всключенной камеру, "поливая" ею все что видит. У него выработался своеобразное кинематографическое видение: он видел в интерьере интересный киношный кадр и движение.

Движение бывает двух видов: движение камеры по отношению к кадру и движение в кадре (люди, экскалатор, предметы). И если такая комбинация появлялась, он останавливался, нажимал кнопку "пуск" и снимал. Иногда делал небольшие панорамы или наезды на объект.

Картины художника - огромные, яркие были развешаны на одной из стен. Было пусто, только телевизионщики, пользуясь моментом, снимали сюжет.
Далее все по привычным канонам: понемногу собралась довольно немаленькое сообщество людей. В небольшом зале провели презентацию открытия. Специалисты проговорили свои речи. Сказал что-то о своих проектах художник. Сообщество вежливо хлопало.

Потом все рассыпалось на групки. Тусовались. Телевизионщики брали интервью, сообщество окружило стол с напитками и продолжили разговоры уже с бокалами в руках. Художник естественно был нарасхват - выслушивал хвалебные речи, обнимался с друзьями.

Собственно авторская выставка всегда пик творческой карьеры каждого художника. Чем чаще, тем лучше. Оно подогревает эго и придает смысл тому, чем занимается.
Это не обязательно продажи картин, но и возможность получить проект с хорошим финансированием.

Клипмейкер снимает картины художника с непременным присутвием зрителей. Это всегда хорошо монтируется - зритель и картина. Еще ему нравиться взгляды зрителей в камеру. Почему-то эти взгляды всегда украдкой. И когда они видят, что оператор "поймал взгляд" сразу уводят его, буд-то прячутся.

Такие кадры всегда очень выразительны - приотрывается дверь во внутреннюю сущность человека. Приоткрывшись, дверца тут-же захлопывается. Но фильммейкер уже увидел, уже подсмотрел...

Клипмейкер покинул выставку далеко до завершения. Он был все же чужаком на этом празднике - никого не знал, да и не стремился к знакомствам. Не хотелось представляться, придумывать себе статус и соответствовать ему...

МОНТАЖ
Уложился с монтажом в два дня. День прикидывал вариаты, на второй смонтировал пятиминутный фильм-медитацию. Основная игра в "искажении" реальности шла через игру со скоростью "проекции". Большинство кадров были замедленны в два раза. Это придает плавность движению в кадре и привносит некую иреальность в атмоферу. Сложный монтаж с элементами парадоксального типично клипмейкерского монтажа. Это когда ритм музыкальной фразы продолжается ритмом смены кадров или изменением скорости. Другим средством создания атмосферы - работа с цветом кадра, с "блюром" - смягчение резкости.

Все вместе создало эфектное повествование-медитацию. Конечно сам художник как некая понятная величина никак не проявлена. Но это не стояло в задаче этого фильма.
Главное - атмосфера события, каким его увидел Клипмейкер в конкретный зимний вечер в Одессе.

Арт-фигура. Но не часть выставки...

Вернуться к Части 1 "Про Кауфмана" 1995 года.

Владимир Зайковский