|
ВлодКауфман в фильме "Їжа" (1995) |
Свой первый осмысленный опыт создания фильма о художниках Клипмейкер получил на съемках программы "Modys vivendi". Героем фильмы был Влодко Кауфман с перформансом "Їжа".
С тех пор для Клипмейкера художники благодарная среда для его экспериментов. Она привлекательна неординарной визуальной средой в которой обитают герои его фильмов.
Не встретишь нигде такого "выпендрежа" как в этой среде. Переплюнуть их может разве-что нарочитость деятелей шоу-бизнеса. Но эта среда насквозь фальшивая. Работая с ними, надо всегда помнить, что искренности в "шоу" нет: там все носят маски и играют роли. Посему можно снимать с ними любэ, но при этом помнить, что твое кино о них это чистая фантастика.
Художники в большинстве своем более нормальный мир.
И если не делать специально постановочные телодвижения (типа - "...возьмем у вас интервью; а давайте поговорим о творчестве..."), то получите искренность характеров и естественность отношений.
Телевидение делает о художниках фильмы двух типов: репортаж с места события (обычно это выставки картин в галерее или презентация юбилея) и документальный фильм-исследование "о творчестве и человеке". Первый - слишком поверхностный, весь построенный на словах и визуальный ряд носит чисто иллюстративный характер.
Второй достаточно сложное документальное кино, основой которого служит своеобразное расследование, проделанное специалистом-искусствоведом.
Клипмейкер далек от этих миров. Он не репортер телеканала, и не специалист по исследованию мира художников. Сами картины художников - как конечный результат деятельности творца его мало занимает. Но только потому, что не имея ни специального образования, ни опыта глубокого обитания в этой среде, он не может адекватно оценить творения художников.
Он может просто сказать - нравится или не нравиться. Но почему? Ответа нет.
Стиль фильмов которые он делает на основе событий в среде художников, он определил для себя как фантазии на тему.... И не обязательно эта фантазия навеяна темой картин.
Но самым непосредственным образом вытекает из атмоферы, которая царит на открытии выставки или во время проведения арт-акции.
К этому Клипмейкер пришел не сразу. В первом фильме о Кауфмане он не отошел от обычной практики "комментария от автора". По прошествию десятка лет именно эта часть смотрится искусственно и коньюктурно. По тексту "от автора" легко отслеживается какая на то время была социальная ангажированость автора, против кого "дружил".
Культурную акцию конкретного художника почему-то надо было привязать к социально-экономической ситуации в стране.
Такой подход в обще-то абсурден. Ибо никогда, ни в какие времена не было идеальной соцально-экономической ситуации.
Речь не идет о придворных "творцах" - маленькой прослойке приближенных, осыпаных привилегиями, финансами, искусственно раздутой известностью. Это никакого отношения не имеет к обьективной реальности.
Обычный творческий человек идет по жизни, постоянно преодолевая то быт, то неприятие творчества...
И социальная среда это чаще каток для творчества, чем яркая сцена и фанфары.
Поэтому остается только принимать этот мир как единственную среду обитания, имеющуюся в наличии на настоящий момент в нашей земной жизни.
И обижаться на отсутствие идеальной среды, значит обижаться на Сонце и на систему планет, которые Создателем созданы таким образом, что вот позволило появиться Человеку на Земле. Правда при этом есть сухое и жаркое лето, холодная и неудобная для жизни зима, слякотная весна, пронзительно тоскливая осень....
И что делать? Как с этим бороться?
Да никак - это данность. И остается только приспособиться.
Так и в художественной среде - наш путь, путь компромисов. Кто-то жертвует творческой яркостью и самобытностью, меняя на статус шоу-звезды.
Кто-то бесконечно много рассуждает на тему невозможности творить в этой стране, в этом времени. А время вытекает..., и "процесса" нет. И жизнь "не состоялась"...
Адекватный творец не строит иллюзий. Просто работает, постоянно преодолевая нечто в себе, ровняя сиуации во внешнем окружении.
Клипмейкер давно перестал идеализировать художников. Он строит свои фильмы, исходя из сугубо меркантильных соображений. Он использует внешнюю яркость, необыкновенность этого мира, дабы рассказать о своем. И художники в таком фильме всего лишь актеры, разыгрывающие "придуманные" автором мизансцены, А все вместе - это "МИРЫ" от Клипмейкера.
|
Сергей Лыков в фильме "Художник Лыков (2008) |
Когда удачно, когда не очень. Но зато каждое такое кино, такой же авторский акт творчества как и у героев его фильмы.
То есть жанр можно определить как Авторское кино. Самое ценное в них для Клипмейкера - это неангажированность, свобода повествования. Форму никогда никто ему не навязывал.
А из разговоров художников (Автор не уходит от возможности взять "интервью" если появляется возможность) берется только то, что работает на концепцию фильма - создание оригинальной атмосферы бытия, взлетающей над примитивностью обыденной приземленностью.
И когда художник произносит: "...Все что здесь выставленно - это Я", для Клипмейкера это шикарная фраза. ТАКАЯ "претензия" - очень яркий насышенный шекспировскими эмоциями эпизод. Он украсит любой фильм. И самое прекрасное - он не проговорен актером по сценарию.
Он выхвачен из жизни - тем и ценен. А дальше можно и постебаться... А можно и патетикой поддержать яркий всплеск эмоций.
Но за все надо платить. И за такую СВОБОДУ делать свое кино, приходиься платить отсутствием адекватного финансированмя.
Жизнь под нашим Солнцем намного сложнее. Нет простых рецептов. Наша "жизнь в творчестве" - цепь компромисов. И найти золотую середину между свободой и ангажированностью, коньюктурой и искренностью - вечная проблема...
И за этим Клипмейкеру интересно наблюдать...
Кино состоялось - короче говоря.
Владимир Зайковский
... далее о создании фильмов: "Їжа" ВлодКауфмана" и "Художник Лыков"